СХОД-РАЗВАЛ

Что такое сход-развал и для чего он нужен

Сход-развал это упрощенное название процедуры по регулировке углов установки колес автомобиля. Главная цель процедуры - сохранение управляемость автомобиля близкой к заводским значениям или изменение этой характеристики под определенные условия и задачи. Последнее относится к авто-спорту и тюнингу.

Сегодня  автомобиль покидает сборочный конвейер уже подготовленным к скоростной маневренной езде. Но со временем заводские регулировки нарушаются из-за естественного износа узлов и деталей подвески и рулевого управления. Износ приводит к отклонению от первоначальных размеров и уве-личению люфтов в соединениях.

Грамотно выполненный сход-развал Lexus обеспечивает сохранение характеристик управляемости, заложенных конструкторами авто, а также равномерный износ шин. Правильность регулировки углов установки колес - один из факторов, определяющих расход топлива автомобилем.

Помимо естественного износа, изменение первоначально выставленных параметров углов установки колес может произойти в результате деформации верхней и нижней части кузова при авариях, силь-ных ударах в подвеску при наезде на препятствие. Также нарушаются эти параметры при замена лю-бых деталей подвески и рулевого управления.

Когда необходимо делать сход-развал

Сход-развал обязательно делается после любых работ с ходовой частью автомобиля - от замены ру-левого наконечника до замены амортизаторов. 

Проведение процедуры регулировки углов установки колес целесообразно проводить при переходе с летней резины на зимнюю и наоборот. Как минимум, углы установки колес необходимо проверить. 

О том, что необходимо компенсировать эффекты естественного износа деталей ходовой части, про-ведя регулировку сход-развала, автовладельцу сигнализируют следующие симптомы:

•    неравномерный износ протектора шин определяемый при простом осмотре

•    отклонение руля от нормального положения при выпрямленных колесах
•    необходимость прикладывать большее усилие на рулевом колесе при движении по прямой или уход машины в сторону при отпущенном руле
•    утрата курсовой устойчивости при наезде на неровности дороги
•    увеличившийся уровень шума от покрышек при движении автомобиля

Для того чтобы компенсировать эти изменения необходимо отрегулировать углы установки колес. Современный автомобиль не предусматривает регулировки большинства углов и линейных парамет-ров установки колес. Но регулировка углов схождения колес передней управляемой оси предусмот-рена всегда. У некоторых моделей с независимой подвеской колес задней оси, регулируются углы схождения колес и на задней оси.

Далеко не все автоладельцы понимают, что при смене шин также рекомендовано проверить сход-развал. Особенно это актуально когда для разного времени года используются разные типоразмеры колес и еще более актуально, когда в ход идут разнообразные проставки, а колесные диски отлича-ются по вылету. В этом случае, каждая смена колес обязательно сопровождается регулировкой углов установки колес.

 Подготовка к сход-развалу
Перед проведением сход-развала необходимо проверить следующие моменты:

  • Шины на одной оси должны иметь одинаковую размерность и быть одной модели. Давление в шинах должно быть штатным. В случае с автомобилями Toyota и Lexus есть нюанс - автопроизводитель рекомендует для 2,5-тонного Land Cruiser 200  или Lexus LX давление в 2,2 атмосферы. По нашему опыту, для этих машин давление не должно быть ниже 2,5 атмосфер. Это позволит выполнить сход-развал правильно, что обеспечит и равномерный износ шины, улучшит управляемость и удовольствие от вождения, а также положительно скажется на расходе топлива.
  • Колесные диски должны быть абсолютно одинаковые по посадочному  диаметру, ширине и вылету. Также они должны находиться в пределах, допускаемых автопроизводителем для этой модели. Особое значение тут имеет такой параметр как вылет - от него зависит плечо обкатки. 
  • Если вы делаете сход-развал после установки новых шин, то перед процедурой необходи-мо  провести диагностику ходовой части автомобиля. Проверяются все места, где

возможны люфты, проверяются все сайлент-блоки, пыльники, шаровые опоры, состояние амортизаторов и опорных подшипников.
Тщательная диагностика ходовой перед сход-развалом небоходима еще и потому, что пропущенная неисправность может вскорости привести к ремонту подвески и деньги на сход-развал будут потра-чены впустую.

Если автомобиль оснащен системой KDSS, то ее также необходимо диагностировать. Неисправность системы (потеря давления) приведет к перекосу машины на левую сторону из-за того, что пружины на моделях с KDSS разной высоты. Это сделано чтобы система могла регулировать крен, меняя дав-ление. 

Некоторые нюансы регулировки сход-развала Lexus

Для каждой модели автомобиля существуют свои углы установки колес. Они отличаются в зависи-мости от того полноприводная или моноприводная версия, каков двигатель и комплектация, а также модель шин. Эти данные содержаться в базе программного  обеспечения стенда сход-развала.

Важно отметить, что при конструктивной близости и идентичности ходовой части ряда моделей  Lexus и Toyota (например Lexus LX и Land Cruiser 200), углы установки колес значительно отлича-ются. Это связано с теми качествами, которых хотели добиться конструкторы, создавая модель под определенное позиционирование и условия использования потенциальным покупателем. 

При всех своих внедорожных возможностях, Lexus LX570 задуман как роскошный автомобиль для движения на больших скоростях по дорогам с хорошим покрытием. Кастор задан таким образом, чтобы обеспечить водителю и пассажирам максимальный комфорт - 3-4 градуса. 

В основу же настроек Land Cruiser 200 положено его использование вне дорог и асфальта - углы установки «загрублены». Кастор сделан с меньшим углом - 2-2,5 градуса. Это позволяет передвигаться по бездорожью и не сражаться с рулем, вырывающимся из рук на каждой кочке и камне.
Угол развала колес у TLC200 положительный («подобранные» на 20-15 минут внутрь нижние части колес). Это позволяет передвигаться по бездорожью с большой амплитудой работы подвески. 

Угол развала у Lexus LX штатно с нулевым значением - колеса стоят ровно. Это обеспечивает лучшую сцепляемость в повороте на скоростном шоссе. 
Так, казалось бы, одинаковые автомобили совершенно по разному ведут себя в движении.

Соответственно, играя с параметрами сход-развала мы можем добиться от Lexus LX увеличения комфорта на бездорожье, а от Toyota Land Cruiser 200 - лучшей управляемости на шоссе.

Благодаря нашему опыту работы с автомобилями Toyota и Lexus, мы обнаружили, что увеличение угла кастора и увеличение отрицательного развала позволяет еще больше улучшить управляемость Lexus LX на шоссе, приблизив по этому параметру рамный внедорожник к кроссоверам. 
Другая пара «близнецов» Toyota Motor -  Toyota Camry и Lexus ES. Конструктивно они  практически идентичны. На обоих машинах использована подвеска МакФерсон. Но если на Camry подрамник закреплен жестко с помощью болтового соединения, то на Lexus ES подрамник крепится к кузову через сайлентблоки. Это обеспечивает Lexus больший комфорт при езде. На Camry углы заданы ближе к нулевым значениям (колеса стоят ровно и прямо), а на Lexus ES углы заданы таким образом, чтобы обеспечить лучшую управляемость на большой скорости. 

При этом, остается возможность отрегулировать сход-развал на Camry так, чтобы приблизить ее по ездовым ощущениям к Lexus ES.

Процесс регулировки развала/схождения Lexus 
Перед проведением регулировки должны быть устранены все обнаруженные при диагностике, неисправности ходовой части и рулевого управления. 

Обязательной при подготовке к сход-развалу является операция "компенсации биения обода колеса". Любой колесный диск имеет искажения геометрической формы. Чтобы исключить этот фактор про-водится операция "компенсации". 
Для этого вывешивается передний (или задний) мост автомобиля, на колеса устанавливаются приборы и каждый прибор индивидуально регулируется под колесо на котором установлен. На используе-мых в "Lexus на Сущевке" 3D-стендах стендах последнего поколения, компенсация производится без вывешивания мостов, путем прокатки автомобиля назад и вперед.

Затем следует общая диагностика геометрии ходовой части и выявление недостатков, которые могут влиять на устойчивость и управляемость автомобиля независимо от качества регулировки

развала/схождения  - смещение лонжеронов, смещение мостов и другие дефекты.
После этого производятся замеры и на экран компьютера и принтер выводятся показания. 

В них отображены следующие параметры:

  • Развал передний (Camber) -  угол наклона колеса по отношению к дорожному покрытию в вертикаль-ной плоскости. Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то развал отрицательный, если наружу, то положительный. Левый и правый развал по величине должны быть максимально приближены друг другу. Разность развалов не должна превышать 30', т. к. может вызывать увод ма-шины от прямолинейного движения.
  • Схождение переднее раздельное (Partial Toe) - угол между продольной осью автомобиля и плоско-стью, проходящей через центр левого или правого колеса в отдельности.
  • Схождение переднее суммарное (Total Toe) получается в результате арифметического сложения зна-чений раздельного схождения. 
  • Продольный наклон оси поворота - кастер (Caster) - угол между осью поворота колеса и вертикалью при виде сбоку. Кастер является очень важным параметром. Разница в 

значениях кастера для левого и правого колес свыше допустимых значений приводит к уводу в сторону колеса, имеющего меньшее значение.

  • Разность наклонов - получается в результате вычитания из большего значения кастера одного из ко-лес - меньшего и не должна превышать 30' 
  • Поперечный наклон оси поворота (King-pin) - угол наклона оси поворота колеса в поперечной плос-кости при виде спереди.
  • Смещение передней оси (Set-back) - характеризует симметричность расположения передних колес относительно оси симметрии автомобиля. Передняя (задняя) ось - это линия, проведенная между центрами вращения левого и правого колеса соответственно. Это очень важный параметр - чем ближе значение смещения оси к нулю, тем лучше. Положительное значение этого параметра говорит о том, что левое переднее колесо стоит несколько ближе к заднему, чем правое.
  • При отрицательных значениях - наоборот. Поэтому этот параметр характеризует состояние передка кузова (смещение лонжеронов, погнутость элементов подвески и т. п.). Теоретически допустимое отклонение 20...30'. Но чем меньше значение, тем лучше.

 

Угол движения (Trust-angle) - характеризует повернутость задней оси автомобиля относительно оси симметрии. Этот параметр должен быть максимально близок к нулю. Положительное значение озна-чает повернутость вправо, отрицательное - влево. При нулевом значении ось стоит перпендикулярно оси симметрии автомобиля. Предельно допустимые величины: до 20 минут (но при таком значении автомобиль уже будет очень плохо вести себя на дороге, особенно на мокром покрытии.
Смещение задней оси (Set-back) -  параметр аналогичен передней оси, но актуален для машин с неза-висимой задней подвеской.
После получения и проверки данных следует выполнение регулировки углов установки колес. 

Она начинается всегда с задних колес - от них зависит прямолинейность движения авто и возмож-ность верно выставить правильное положение руля. После переходят к передним колесам. Выставля-ется прямое положение рулевого колеса и проводится регулировка передних колес.

Отворачивается стопорная гайка  рулевого наконечника и, вращая рулевую тягу, механик регулирует расположение колеса. При этом он следует информации, в реальном времени отображающейся на мониторе стенда.

Современный стенд сход-развала это умная электроника, сообщающая даже в какую сторону необхо-димо вращать рулевую тягу, чтобы увеличить или уменьшить схождение или на какой угол необхо-димо провернуть эксцентриковый болт, чтобы изменить продольный угол, или сколько шайб подло-жить под верхний рычаг, чтобы отрегулировать развал.

Сложность заключается в том, что изменяемые параметры тянут за собой другие и, например, регу-лируя схождение, можно увести в красную зону продольный угол наклона. Насколько оператору стенда удастся соблюсти баланс, зависит от его квалификации. Опытный специалист понимает где и насколько он может подвинуть подрамник или насколько завалить колесо, получив нужное значение и не нарушив другие параметры.

В некоторых случаях - после недостаточно хорошо проведенного  стапельного ремонта и на автомо-билях с нарушениями геометрии, для регулировки могут потребоваться ремонтные сайлентблоки-«бабочки», которые подбираются под параметры конкретного автомобиля и позволяют изменить угол кастора. Для моделей Lexus RX и Toyota Camry существуют ремонтные болты в крепление амортизатора к поворотному кулаку. Именно умение пользоваться этими
 

этими инструментами, а не простое следование указаниям компьютера, делает оператора стенда грамотным специалистом сход-развала.
Возможные неисправности после сход-развала Lexus 
После некорректно выполненной операции по регулировке углов установки колес водитель замечает следующие симптомы

Руль стоит неровно при движении по прямой
Возможные причины:

  • Увеличенный свободный ход рулевого управления. Сход-развал выполнен без учета этого момента и при движении свободный ход выбирается влево или вправо, что приводит к неболь-шому наклону руля.
  • У автомобиля наблюдается «повернутость» заднего моста. Сход-развал был выполнен на оптическом стенде, который не видит и не учитывает этот параметр, либо на компьютерном стен-де, но с отключенной функцией измерения угла движения автомобиля
  • Разное давление в покрышках передних или задних колес на момент регулировки.
  • Скрытые дефекты ходовой части.
  •     Бывают случаи, когда руль изменяет угол своего положения даже после обычной пе-рестановке передних колес между собой.

Если помимо неправильного положения рулевого колеса отмечается увод автомобиля в сторону, то сначала нужно найти и устранить причину увода, а затем уже смотреть истинное положение руля.

Автомобиль уводит в сторону при движении по прямой

  •      Проверьте влияние передних покрышек на увод, несмотря даже на то, что у вас новая резина. Поменяйте между собой левое и правое передние колеса. Если увод при этом переходит на противоположную сторону, то дело в резине. Пускайте колеса по кругу и ищите пару, на которой машина поедет ровно. Такая причина увода в последнее время встречается очень часто. Во всем ви-новато качество изготовления. Как говорят специалисты - это т. н. силовая неоднородность каркаса покрышки.
  •     При выполнении развала/схождения не проверена задняя ось автомобиля. Здесь

возможны дефекты - погнутости, деформации, смещения и другие неисправности.

  •     Имеются скрытые дефекты ходовой части, которые не были обнаружены при дефек-товке.
  •     Некачественно выполнен сход-развал.

До регулировки был отмечен износ резины, машину не вело. После регулировки замечен увод

Скорее всего причина в состоянии шин. Автомобиль раньше ехал ровно потому, что увод, создаваемый дефектом/износом шины, был уравновешен уводом в противоположную сторону, создаваемым неправильным сход-развалом. Устранили одну причину - проявился эффект от другой.

Даже если регулировка выполнена правильно и вы не отмечаете никаких погрешностей в управляе-мости и поведении автомобиля, процедуру проверки сход-развала на Lexus стоит повторить при се-зонной смене колес. Это обеспечит управляемость автомобиля близкую к эталонной, позволит доль-ше эксплуатировано шины и поддерживая расход топлива в пределах, заявленных производителем. 
 

оставить заявку 8 (495) 778-25-25
Позвоните нам или оставьте ваши контактные данные, наши менеджеры свяжутся с вами в течение 5 минут
Заказать обратный звонок Калькулятор Электронная сервисная книжка